Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 комбинированного вида
«Центр интегративного воспитания»
Центрального района Санкт-Петербурга
Давайте спросим у психолога
Что помогает ребенку научиться пользоваться горшком?
1. Фактор «Физиология»
Умение ощущать различные физические сигналы собственного тела считается врожденным. А вот умение понимать эти сигналы (то есть правильно опознавать что именно они означают: голод, боль, переполненность мочевого пузыря и т.д.) – этому ребенок учиться. Кроме того, часть нервной системы, например, отвечающая за способность по собственному желанию опорожнять мочевой пузырь\прямую кишку или удерживаться от этого (сокращать сфинктеры), созревает постепенно и уже после рождения. Поэтому, прежде чем ребенок научится вовремя ощущать и правильно понимать «туалетные» сигналы своего тела проходит около 1.5-2-х лет. А индивидуальные различия в созревании способности правильно локализовать и понимать такие сигналы делают этот период еще более размытым.
Что делать родителям?
Внимательно следите за поведением малыша после года. Если он интересуется своими гениталиями (трогает, исследует их), если он начинает замирать, затихать во время игры (и, похоже, писает или какает в этот момент), если позже он начинает искать укромное место, чтобы пописать\покакать, если трогает описанный памперс – значит его начали привлекать ощущения, связанные с отправлением туалета и, похоже, он все лучше осознает, что они связаны с зоной гениталий. Чаще всего это становится устойчиво заметным к 1.5-2-м годам. Самое время начать знакомить ребенка с ПРАВИЛАМИ по поводу туалета.
2. Фактор «Правила»
Совершать опорожнение кишечника в определенном месте (туалет, горшок, унитаз) и по определенным правилам (снять штанишки, вытереть попу, вымыть руки) – все это всего лишь «культурные навыки». Они сильно зависят от того конкретного окружения, в котором растет малыш, и не являются врожденными. Маленькому ребенку почти невозможно «догадаться» о конкретно Ваших правилах и требованиях по поводу туалета самому. Либо на это может уйти довольно много времени.
Что делать родителям?
Говорите своему ребенку какое поведение Вы от него ожидаете. Например: «Скорее поменяем памперс, не будем в грязном ходить!» или: «Ты пописал\покакал? Давай снимем трусики и помоем попу!». Если Вы уже можете «предсказать», когда ребенок, скорее всего, будет писать (например, в определенное время дня, или после сна и т.п.), то предлагайте ему горшок\унитаз. Как правило, ближе к 2.5-3 годам малыш и сам начинает активно интересоваться туалетной комнатой, горшком, унитазом. Не давите на него, но и не отчаивайтесь, если он, как будто, отказывается «приучаться». Продолжайте напоминать правила и предлагайте им следовать. Важно помнить, что у каждого СВОЯ СКОРОСТЬ.
3.Фактор «Скорость»
Есть множество причин, по которым одни малыши могут приучиться к горшку быстро, а другие медленно. И даже разные навыки (кушать самостоятельно, складывать пирамидку, говорить) у одного и того же малыша могут формироваться с разной скоростью. В этом нелегком процессе важнее «правильная» последовательность перехода с этапа на этап. Помните? Сначала интерес к телу (исследование зоны гениталий), потом сосредоточение на мочеиспускании (замирание, затихание во время «этого»), затем некоторая способность предсказывать предстоящее мочеиспускание (уход в укромный уголок). Ребенок может немного дольше задерживаться на каком-то из этапов, но если он продвигается – значит в обозримом будущем он научится пользоваться горшком.
Что делать родителям?
Постарайтесь не критиковать себя и\или ребенка, если овладение навыками опрятности проходит трудно или медленно. Если действовать последовательно, то в подавляющем большинстве, к 3-4 годам дети соглашаются следовать правилам, принятым в нашем обществе относительно туалета. Если же Вы сильно обеспокоены происходящим в области приучения к горшку, если Вам кажется, что что-то идет не так, если ребенок «застрял» на каком-то из этапов – возможно, это повод посоветоваться со специалистами. Ведь у затруднений могут быть как физиологические\неврологические, так и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ причины.
4.Фактор «Психология»
Во-первых, Вас тоже когда-то как-то приучали к горшку. Эта тема может быть слишком значимой лично для Вас. Размышления и\или разговор об этом может Вам помочь ослабить давление собственного гнева, стыда или беспомощности из-за того, что Вам не удается научить ребенка пользоваться туалетом «как положено». Вы сможете действовать более терпеливо и разумно. Во-вторых, сам ребенок может невольно начать использовать приучение к туалету для выражения или отреагирования своих эмоциональных переживаний. Например, страхов потерять часть своего тела (поэтому горшок или унитаз вызывают панику и ужас), или борьбы с родителями за то «кто тут кем командует» (поэтому ребенок отказывается подчиняться правилам или действует «назло»).
Что делать родителям?
Если Вы чувствуете, что Вам или ребенку нужна помощь – обратитесь за ней. Иногда небольшой поддержки достаточно, чтобы Вы смогли восстановить свою родительскую компетентность. Если же кому-то из Вас нужна более объемная помощь, то будучи оказанной вовремя, она не позволит затруднениям этого периода отбросить тень на все последующее развитие Вашего малыша и отношений с ним. Ведь у вас еще столько важного и интересного впереди!